Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись



Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Создание рукописной книги

как один из видов проектов

Любовь к творчеству

нельзя воспитать без творчества

Согласно Российской Педагогической Энциклопедии, метод проекта определяется «как система взглядов, при которых учащиеся приобретают знания в процессе планирования постепенно усложняющихся практических заданий». Его задача-развитие личных и общественных склонностей, индивидуализация обучения, стимулирование инициативы и творческих возможностей школьников. Метод проекта ориентирован прежде всего на деятельностный подход к обучению.

Главное в этом методе - решение какой-то значимой проблемы и получение практического результата.

Проект предусматривает групповую и индивидуальную работу, каждый учащийся выбирает вид деятельности, близкий и интересный ему.

За 35 лет работы в школе на уроках и во внеурочной деятельности использую различные виды проектов:

1.  Рефераты, имеющие исследовательский характер.

2.  Литературные гостиные, составление литературных сценариев по творчеству отдельных поэтов.

3.  Театр на уроке (элементы театрализации, например, на уроках по роману «Евгений Онегин» и др.).

4.  Создание мультимедийных презентаций по биографии и творчеству отдельных поэтов и писателей.

5.  Создание рукописной книги

Проект создание рукописной книги особенно интересен для меня.

Начало работы над проектом закладывается в 5 классе. Я имею в виду творческий проект - создание книжки-малышки, где дети выступают в роли сочинителей и оформителей собственных книжек. Пятиклассники сочиняют сказки или стихи, рисуют иллюстрации в свои книжки, и с готовыми работами мы отправляемся в детский сад.

Следующий этап подготовки к будущему проекту создания книги –исследовательские работы по литературе. Подобный род деятельности формирует навыки самостоятельной работы с художественными и литературоведческими текстами, обогащает читательский опыт.

Ежегодно наши старшеклассники демонстрируют свои исследовательские проекты по литературе на научно-практической конференции в школе и районе, на вузовских площадках города Балашова.

В чём особенность проекта-исследования в области литературы? На страницах журнала «Литература в школе» есть интересные публикации из опыта работы Борисенко Натальи Анатольевны (2002, № 7) «Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся» и Донцовой Ольги Валерьевны «Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы» (2008, №11). В качестве примера авторы приводят пошаговую работу над рефератами (как одним из видов проекта) по творчеству . Авторы ссылаются на книгу петербургского методиста профессора «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы», в частности, на его утверждение, что в школьной исследовательской деятельности научного открытия как такового не происходит. Но «рождается собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на художественные произведения».

И особенно это проявляется при участии в проекте создания рукописной книги. Впервые мы выпустили рукописную книгу «Серебряный век русской поэзии» со старшеклассниками в 1996 году. А затем были книги «Если скажут слово «Родина»…», «И была война», «Поговорим о любви».

План работы над проектом:

·  Выдвижение проблемы, постановка цели.

·  Выбор темы. Определение задач

·  Создание творческих групп, уточнение сроков работы над проектом

·  Сбор материала

·  Редактирование

·  Создание рукописной книги (черновой вариант)

Защита групповых и индивидуальных проектов. Деловая игра «Заседание редакционного совета»

·  Оформление книги (окончательный вариант)

·  Рефлексия

В чём для меня ценность этого вида проекта? Он помогает решить много больных проблем.

- Одна из них - как заставить школьников читать. В лучшем случае некоторые из них читают программные произведения, а большинство не читает и этого. Участвуя в проекте, дети прочитывают многое, выходящее за рамки программы, и сверх того прорабатывают критическую литературу по теме.

- Как заставить самостоятельно мыслить и писать собственные мысли, а не выдавать чужие за свои - сочинения, «скаченные» в сети Интернет. Готовя рукописную книгу, участвуя в работе группы, каждый должен не только составить собственную интерпретацию, но и оценить труд «коллеги». Так возрастает интерес к урокам литературы, чувство ответственности за результат.

- В последние годы мы всё больше сетуем, что дети «не говорят» на уроках, не могут правильно облечь свои мысли в слова, тем более при публичном выступлении. Умение публичного выступления формируется на различных этапах подготовки этого проекта. Ребята учатся доказательно излагать свои мысли, выражать свою точку зрения и отстаивать её, слушать собеседника и своевременно включаться в беседу, т. е. формируются коммуникативные навыки.

- «Ситуация успеха» для ученика - немаловажное условие для воспитания интереса к учению.

- Существенно меняются роли ученика и учителя. Ученик не объект, а субъект образовательного процесса. Учитель же выступает в качестве консультанта.

- В результате рождается материальное продолжение урока - рукописная книга, с которой будут работать другие ученики.

Почему для меня важно, что книга именно рукописная? Остаётся рукопись, почерк, а значит, частичка души, душевного тепла каждого ученика. Рукописи, как известно, не горят. Остаётся память. Напечатанное можно размножить, а такая книга - единственная в своём роде.

Подобный проект был реализован в «Школе русской словесности» (Международный молодёжный лагерь для учащихся стран Балтии и Украины) Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. Авторы отмечают как несомненный результат составление антологии современного рассказа. Но, кроме этого, отмечают и другой, не менее важный - педагогический, человеческий. «Интересная самостоятельная работа, возможность проявить себя, право осознанного выбора, прогнозирование результата, радость коллективной работы в группе - всё это возвышает личность. Но главное - уверенность в себе и чувство ответственности за результаты своего труда. А ответственность - это взрослость, к которой так стремятся наши дети и которую не всегда правильно понимают».

Деловая игра «Создание рукописной книги

«Если скажут слово «Родина…» »

Оборудование:

1)  Презентация «Реализация проекта «Создание рукописной книги»;

2)  В классе:

а) столы буквой «П»;

б) музыка;

3) Таблички на столах у каждой группы: «Редактор», «Художники», «Литературоведы», «Составители»;

4) На столах:

а) памятки с задачами каждой группе;

б) книги о Родине;

в) подборка стихов;

5) На доске:

а) эпиграф: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, корме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе».

б) «Проект. Создание рукописной книги «Если скажут слово «Родина»…»»

Ход занятия

I.  Оргмомент.

Вступительное слово учителя:

- Дорогие коллеги! Сегодня у нас необычное занятие - мы присутствуем при рождении новой книги. А её создателями будем мы с вами – редакционная коллегия. Итак, наша цель – создание антологии.

Работаем сначала в группах.

Деление на группы:

1)художники

2)литературоведы

3)составители

В роли редактора может выступить старшеклассник или учитель.

II.  Работа в группах:

В процессе работы групп учитель проводит консультации с участниками проекта.

а) с художниками:

- Какой вы видите обложку? Какие картины возникают при слове «Родина»? Как ёмко и образно воплотить идею в обложке? В какой цветовой гамме вы будете работать?»

б) литераторам:

- Ваша задача написать вступительную статью, в которой бы вы прорекламировали достоинства нашей книги.

в) составителям:

Памятка:

1)  Приготовь выразительное чтение стихотворение.

2)  Почему именно это стихотворение ты предлагаешь включить в эту книгу?

3)  Какую нравственную ценность несёт оно в себе?

4)  В чём его актуальность?

5)  Не забудь: твоё выступление должно быть интересным и ярким!

III. Деловая игра «Заседание редакционного совета»

1.  Вступительное слово редактора.

- Прежде чем мы приступим к обсуждению макета будущей книги, еще раз напомню о наших задачах: представьте себе картины: человек целует землю. Человек прижимает к груди ветку берёзы. Люди застыли при подъёме флага. Люди слушают гимн и в глазах их слёзы. Что объединяет их всех? Любовь к Родине или тоска по ней, если человек разлучён с ней. Вот такими чувствами должна быть наполнена наша книга.

Нужна книга, которая бы не оставила никого равнодушным. Вы окончите школу, разлетитесь в разные концы, но частичка вас останется в стенах нашей школы, будет согревать теплом ваших сердец меня, вашу старенькую учительницу; ее возьмут с трепетом другие восьмиклассники, Юлина сестра, Андрюшин брат – теперешние первоклассники, и найдут родные имена. Это для них и таких же, как они, составляете вы книгу, чтобы о вас знали, помнили: какими вы были, что ценили в жизни, что любили. Может, они на вашем примере научатся быть такими же неравнодушными, настоящими патриотами своей земли.

2.  Театр начинается с вешалки, а книга с обложки. Именно обложка та «одежка», по которой, перефразируя пословицу, встречают.

Поэтому первое слово – художникам.

Художники представляют свой эскиз

- Я прошу оценить работу художников.

- Заключительное слово – худ. редактору.

- Таким образом, будем считать, что обложка книги состоялась. Осталось только воплотить ее в жизнь.

3.  А теперь слово литературным критикам.

Ваш задача – поддержать интерес к нашей книге, созданный художниками, написать вступительную статью ярко, эмоционально, чтобы читатель, взяв книгу в руки, захотел прочесть ее, стал нашим единомышленником.

Обсуждение статьи.

- Какие «изюминки», маленькие открытия вы сделали, готовя статью?

(Наша книга адресна, что стало большой редкостью в последнее время. Обращена к каждому читателю: «Дорогой читатель!» - в начале и «Дорогой друг!» - в конце)

Дорогой читатель!

Если ты считаешь себя достаточно взрослым, если ты человек, не равнодушный к судьбе своей Родины, открой эту книгу, и ты сможешь найти своих единомышленников.

В этой книге собраны стихи русских поэтов и размышления твоих сверстников на серьёзную тему: «Что такое Родина?»

Возможно, прочитав сборник замечательных стихотворений и наших сочинений, и ты задумаешься над этим вопросом, сможешь проникнуться нашими мыслями, понять нас.

Мы уверены, ты убедишься в том, что одно из самых прекрасных чувств на свете — любовь к Родине. И, может быть, ты захочешь поделиться своими мыслями на эту тему и продолжить нашу книгу.

Наш дорогой друг, удачи тебе в этом увлекательном путешествии! 

Ученики 9 класса МОУ «Ртищевская СОШ»

4.  Слово составителям.

- У вас непростая задача. Много прекрасных стихов посвящено Родине. Какие стихи вы рекомендуете в наш сборник? Какие имена вы выбрали для своей книги? Чему научит она читателей?

Вопросы:

В какой последовательности будут следовать стихи в книге?

Почему такой порядок вы предпочли? (обоснуйте свой выбор).

Подпишите свои работы и вставьте их в папку

4.  Перед нами макет нашей будущей книги. Не хватает иллюстраций – над ними будут трудиться художники. Каждый из вас заполнит свою страницу в книге, и мы пригласим на день рождения нашей книги – презентацию - своих друзей.

Спасибо всем за работу. А рукопись останется на память в стенах нашей школы.

IV. Рефлексия.

А теперь – свободный микрофон: совсем коротко, одной – двумя фразами, что дает участие в таком проекте?

Участники обмениваются мнениями

V. Фотография на память.



Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись

Как создать рукопись